+7 (495) 150-180-6
РАБОТАЕМ БЕЗ ВЫХОДНЫХ!
Статьи и Новости

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Главная страница Оплата Доставка Контакты Обратная связь Клиенты и партнеры

История развития бани у древних народов. ― www.santechmoda.ru

Статьи и новости RSS 2.0

История развития бани у древних народов.

Слово баня, по латински balneum, происходит от греческого глагола - изгонять и существительного - боль, грусть. Из этого мы видим, что само название и словопроизводство доказывает, что у древних народов идея о бане соединилась с идеей исцеления от страданий. По словам Луциана, в описании Гиппиасовой бани, видно, что статуи Эскулапа и богини здоровья были обыкновенными украшениями бань.

Бани имеют весьма древнее происхождение, и мы знаем, что они были известны почти всем народам, так как, вероятно, всегда существовало сознание о необходимости подерживать свое тело в чистоте и всегда считалось большим лишением отсутствие таких мест. 

Сама религия древних предписывала обмывание тела, и чистота его считалась за добродетель. Поклонники Брамы боготворили Ганг и искали в его водах первого освещения жизни. Египтяне обожали Нил, как благодетельное божество и каждодневно ходили очищаться в нем. Моисей, - один из величайших законодателей древности, распространял между своим народов омовение и этим, конечно, немало спасал его от разных и многих болезней.

Мы имеем положительные данные, что бани были известны древнейшим египтянам, евреям, ассириянам, индусам. 

У Гомера впервые упоминается о банях, как об особенных зданиях. Есть известие, что гунны тоже имели бани. 

Приск, описывая дворец Атиллы, говорит, что между постройками была "большая баня, сложенная из камня, издалека привезенного". 

У римлян существовали колоссальных размеров так называемые "термы". Это были сложные великолепные сооружения, в которых, впрочем, кроме различного устройства теплых и холодных ванн, были также громадные пространства для приятного времяпрепровождения и для общественных удовольствий. 

У древних персов бани отделывались уже со всею азиатскою роскошью и пестротою, для показания наружнего блеска и величия этих мест физических наслаждений. 

Известно, что Александр Македонский, посетив Дариевы бани, с негодованием воскликнул: "Можно ли царствовать среди такой неги". Эта историческая фраза показывает нам, что древние персы были уже знакомы с баней, и при том царские бани роскошно отделывались.

Известно также, что храмы Индии, Египта и Греции, имели особые теплицы, в которых жрецы отдыхали от усталости после длинных церемоний богослужения.

Мемфисский храм имел отдельное роскошное отделение для бани, в которой вода, пар и ароматы в изобилии располагались для купающихся.

Бруш, внимательно изучивший гробницы Мемфиса, говорит, что в числе слуг Фараона находились такие, на обязанности которых лежало "пещись о волосах и ногтях царя и приготовлять Фараону ванны и омовения".

После страшных посвящений в таинство Изиды, посвящаемые находили в таких банях приятных отдых, необходимый для восстановления истощенных сил. 

Бани, вероятно, первоначально появились у азиатских народов и потом уже распространились в Европе. 

Древние писатели Геродот, Платон, Аристотель упоминают о банях, существовавших у азиатских народов и появившихся в Греции после Троянской войны. 

С распространением бань в Греции, афиняне предприняли разные улучшения в их устройстве, а Платон предложил учредить общественные бани особыми законами; при дальнейшем же своем развитии и близком знакомстве со свойствами бань и их влиянием на человеческий организм, бани получили еще новое назначение, как средство исцеленияот многих болезней, и врачи, по примеру Иппократа, считали баню могущественным терапевтическим средством.

Купальни, вазы, утварь и другие принадлежности, сделанные из дорогих мраморов, египетского гранита, порфира и при том самой тонкой, самой изящной работы, дополняли все великолепие бань. Особенною роскошью бани стали отличаться в царствование Августа, когда народ стал пользоваться банями, построенными Агриппою. Эти бани находились посредине Марсова поля и занимали более 37000 кв.метров. 

Близость воды была необходимым условием для постройки бани, а также имелись и другие основания для выбора места. Так, например, в поместье Сидония, теплая ванна помещалась под лесистой скалой, так что дрова рубились почти у самой печи. Баня, устроенная Сидонием, была расположена полукружием, и горячая вода, проведенная в изобилии по гибким свинцовым трубам, отовсюду струилась из многочисленных отверстий. Обилие света заставляло скромных людей, по словам Сидония, еще более стыдится своей наготы. Холодная купальня была расположена вблизи теплой. Это было квадратное здание с крышею, сведенной черепичными желобами, и с окнами в сводах, сквозь которые снаружи можно было видеть искуссно расположенный и богато расписанный потолок, а также полированные стены, блистающие белизной.

Этот личный взгляд богатого современника чрезвычайно интересен, так как он идет в разрез с общим мнением народа и мнением самых великих классических мастеров, которые охотно давали свои лучшие произведения для общественных бань

В бане Люция были теплые и холодные ванны, но уже были устроены в виде большого водоема, наполняемого водою, проведенною с гор каналами. В Авитакуме к нему вел тройной вход, разделенный каналами, и вода лилась из шести львиных голов, которые могли, по словам Сидония, устрашить входящего посетителя своими косматыми гривами, зубами и сверкающими глазами.

В местностях, где по каким-то причинам нельзя было постороить большие постоянные бани, все же устроивали небольшие временные, чтобы таким образом удовлетворить вкоренившейся привычке римлянина. Временные бани устраивались обыкновенно на берегу озера или реки, где рыли небольшой ров, над которым из гибких ветвей орешника устраивали навес, покрытый сверху плотными покрывалами. В ров клали раскаленные до красна камни и поливали их водой. Горячий пар подымался под навесом, куда входили на небольшое количество времени, чтобы броситься потом в холодные волны реки.

Замечательно, что изнеженный римлянин, совершенно чуждый образу жизни грубого славянина, сошелся с ним на привычке к бане. Римлянин, окруженный произведениями искусства, любил проводить по несколько часов ежедневно в бане, где он отдавался неге, находясь в руках рабов, которые его мыли, купали и натирали ароматическими веществами.

Знатнейшие римляне, желая привлечь к себе любовь и расположение простого народа тоже ходили в баню с толпой плебеев. Даже императоры часто посещали баню и мало-по-малу эти частые удовольствия стали превращаться в национальные привычки, и тогда начали появляться общественные бани.

Меценат первый построил публичную баню, потом императоры, которые дорожили привязанностью народа, до того размножили число бань, что в Риме их насчитывалось около 865-ти. 

Известно, что на 725 году  существования древнего Рима, то есть на 32 году до Р.Х., считалось   1 336 680 жителей, а водопровод был устроен с расчетом не менее 500 литров, то есть 40,5 ведер, а по некоторым источникам, даже и до 1000 литров - по 81 ведру на человека и, кроме того, есть вероятность предполагать, что и окресные жители пользовались водою из того же водопровода, - тогда надо считать до 6 000 000 человек, пользовавшихся водопроводом. Поэтому можно по справедливости считать Рим с древнего времени одним из наилучше снабженных водою городов всего мира.

Римляне, любя украшать свои бани художественными произведениями, вместе с тем заботились и об усовершенствовании всех приборов, составляющих принадлежность бань. 

Надо удивляться, что этот великий народ был уже знаком с клозетами, промываемыми водою, и в настоящее время на древних развалинах замечаются остатки свинцовых труб и весьма совершенные ватерклозеты

Так, например, в одном из сохранившихся корридоров храма Изиды в Помпее видно устройство даже писсуара, омывающего водою; в домах Помпеи клозет составлял необходимую принадлежность каждого жилица; следы этого ясно определились.

Профессор Спатеро, в своем превосходном сочинении о домашней жизни римлян, говорит, что римляне имели золотые клозетные горшки и, таким образом, далеко оставляли позади себя изящные фарфоровые изделия.

Страсть римлян к баням продолжалась до конца Империи, а после падения Империи бани, как и многие другие обычаи Рима, изчезли под влиянием варварства средних веков.

В Париже, впрочем, бани существовали еще до конца XIV века, а в Византии сохранились до самого падения Империи, и русские в договорах, заключенных с греками, после своих нашествий, вытребовали особым пунктом право ходить в бани во время своего пребывания в Константинополе.

В Константинополе самые роскошные бани были в Императорском дворце Вуколеоне. Вообще, турки, покорив Константинополь, не разрушали оставленных им греческих бань, а имея сами склонность к физическим удовольствиям этого рода, только изменили их устройство на более согласное со своими обычаями и даже значительно размножили их число.

До устройства в 312 году до Р.Х. первого водопровода в Риме римляне купались в Тибре. Но так как Тибр постепенно загрязнился, были построены сначала платные бани, а затем - общественные бани на государственном счете и народная баня, состоящая из громадного бассейна. Кроме холодных ванн, устраивались постепенно теплые бани.

Эти общественные бани, поразительные памятники римского народа, получили название "терм", хотя "термы" всегда соединялись с холодными ваннами.

Все термы строились по определенному плану и различались роскошью отделки, размерами.

Термы всегда имели следующие семь главных частей:

1. Зал, предназначенный для одевания и раздевания посетителей.

2. Холодная баня, предназначенная для охлаждения тела холодными обливаниями и обтираниями.

3. Корридор и предбанник между холодною и теплою баней, умеренная температура которого предохраняла от опасности резких переходов из одной бани в другую.

4. Лакедемонская баня - так называлась теплая, сухая баня, которая была заимствована у спартанцев.

5. Зал с теплой водой, которая имелась в широком бассейне или во множестве медных сосудов с разною температурою.

6. Место, где перед входом в баню и выходом из нее натирались ароматическими маслами.

7. Собственно помещение для печей, согревающих всю баню.


(пусто)
 
Производители:
������� ��� � PR santechmoda.ru - 2011
Интернет-магазин модной сантехники ведущих мировых брендов